Гонконгский туризм взялся за гидов, таскающих туристов по «своим» магазинам
Совет по туризму Гонконга решил всерьез заняться экскурсоводческой службой. Вчера он обнародовал 10 шагов, направленных на искоренение из своих рядов гидов-халтурщиков. А подвигли к этому гонконгских чиновников «потоки» скандальных разоблачений, из которых выяснилось, что экскурсоводы заставляли туристов, а в особенности китайцев с материка делать, «как надо», покупки в местных магазинах. Оперативная группа Совета уже направила отчет о ситуации в правительство. Не позднее чем через три месяца меры «санации» вступят в силу.
Впервые оперативной группе пришлось собраться на свое заседание в июне, после того, как на китайское телевидение и в Интернет просочился снятый в Гонконге видеосюжет о местных гидах. Те попали в объектив телекамеры в тот самый момент, когда, то ли бранились с китайскими туристами, то ли в смехотворно-оскорбительной форме отговаривали их от дорогих покупок в ювелирных и прочих элитных магазинах и направляли в «свои» не дорогие.
Выявленные безобразия и произвол посеяли бурю сомнений относительно того, не скрывается ли за «нулевыми» (в смысле прибыли) турами сговор низкооплачиваемых гидов и тех, кто вообще работает без базовой бюджетной поддержки, с магазинами, которые отчисляют им процент с наводки туристов и от которых эти «работники», получается, зависят целиком и полностью.
Среди мер, предложенных оперативной группой, требование ввести на государственном уровне систему аттестации и дисциплинарных санкций против гидов, а также призыв к туристическим компаниям установить правило работы гида одновременно только с одной туристической группой. Кроме того, предполагается установить экскурсоводам гарантированный минимум заработной платы.
Согласно новой квалификационной системе, гид, получивший в течение двух лет 30 «проколов», получает первое предупреждение, а действие его патента приостанавливается. Очередные 30 пунктов в минус автоматически лишают экскурсовода права работать с туристами. Каждое «принуждение» туристов к покупкам в «особых» магазинах или другие неблаговидные поступки умножает штрафные баллы на пять.
Что касается закрепления конкретного гида за конкретной группой, то это делается для того, чтобы исключить «перепродажу» туристов третьей стороне, алчно ищущей чаевых.
Относительно заработной платы, Совет считает, что за каждого туриста группы гид должен получать суточные в размере 25 гонконгских долларов.
От экскурсоводов также потребуют зачитывать вслух при всей своей группе программу пребывания. Делать это они будут перед началом тура.
Вводятся периодические проверки гидов на наличие патента (на туристических объектах), дисциплинарная система для турагентств и магазинов, торгующих туристическими путевками. Предполагается внести изменения и дополнения в правила повторного лицензирования экскурсоводческой деятельности. Среди нововведений – требование к владельцам и акционерам туристических компаний сообщить о любых «личных» связях с владельцами и продавцами сувенирных лавок.
Пока документ находится на рассмотрении, зарегистрированным в Гонконге турагентствам предстоит подписать соглашения, в которых будет четко оговорена ответственность гонконгской стороны по отношению к партнерам на материке, взимающим с туристов доходы.
Как говорит Секретарь по вопросам внешней торговли и экономического развития Рита Лау Нг-Вай-лан (Rita Lau Ng Wai-lan), выдвинутые предложения являются «исчерпывающими и полностью соответствующими реальной ситуации» и направлены на радикальное искоренение выявленных нарушений.
Несколько иначе оценивает ситуацию Председатель гонконгского профсоюза экскурсоводов Вонг Ка-нгай (Wong Ka-ngai), считающий, что принцип «один гид – один тур» неизбежно повлечет за собой переработку и потребует от властей значительной гибкости в отношении применения трудового законодательства.
А известный разработчик туристического законодательства Пол Це Вай-чун (Paul Tse Wai-chun) положительно оценивает усилия авторов документа, который, как он говорит, указывает правильное направление движения. Более того, господин Це Вай-чун призывает жестко обозначить как сами правонарушения со стороны экскурсоводов, так и штрафные санкции и баллы.